Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
Главной целью использования сенсорной комнаты является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию, в следствие чего укрепляется психическое здоровье ребенка, улучшаются адаптивные возможности ребенка, стимулируется развитие умственных способностей.
Основную группу детей, получающих коррекционную помощь в сенсорной комнате, составляют дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями. Занятия в сенсорной комнате могут посещать дети-инвалиды.
Сенсорная комната включает в себя зону психологической разгрузки, зону релаксации, мультисенсорную зону. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др.
В работе применяются различные приемы игровой, групповой, индивидуальной работы.
Методики работы:
1) цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).
Роль сенсорной комнаты в работе с детьми:
- Помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает общую и мелкую моторику, улучшает координацию движений.
- Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояние, снижает агрессию, учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение)
- Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.
- Расширяет кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;
- Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает развитию речи.
- Помогает решить проблемы с социальной адаптацией.
Использование сенсорной комнаты сможет скорректировать все недостатки детей с личностными проблемами и проблемами социального развития.